Liburnae
http://www.xlegio.ru/navy/ancient-ships/roman-navy/
Наряду с мореходными либурнами римляне строили много различных типов речных либурн, которые использовались в боевых действиях и при патрулировании Рейна, Дуная, Нила. Если учитывать, что 20 даже не очень крупных либурн способны принять на борт полную когорту римской армии (600 человек), то станет ясно, что соединения маневренных либурн и бирем представляли собой идеальное тактическое средство быстрого реагирования в речных, лагунных и шхерных районах при действиях против пиратов, неприятельских фуражиров и в беспорядке переправляющихся через водные преграды варварских отрядов.
Рис. 2-2. Либурны. Мореходная (слева) и речная (справа)
Рис. 2-3. Либурна-монера (вид сверху-сзади)
Интересные подробности о технологии изготовления либурн можно обнаружить у Вегеция (IV, 32 и след.)
http://www.xlegio.ru/sources/vegetius/book-4.html
Римский народ всегда имел наготове флот ради славы, пользы и величия своего государства, а не вследствие необходимости при каком-нибудь волнении; именно для того чтобы никогда не было такой необходимости, он всегда имел флот в готовности. Ведь никто не решается вызывать на войну или наносить обиду тому царству или народу, который, как он знает, может быстро оказать сопротивление и наказать за эту смелость. Обыкновенно у Мизенского мыса и в Равенне стояло по легиону с флотом, чтобы быть близко на случай защиты города, чтобы, когда того потребуют обстоятельства, без замедления, без объездов они могли двинуться на кораблях во все части света. От флота в Мизенах поблизости находились Галлия, Испания, Мавритания, Африка, Египет, Сардиния и Сицилия. Из Равенны же флот обыкновенно плыл прямо в (оба) Эпира, Македонию, Ахайю, Пропонтиду, Понт, на Восток, к Кипру и Криту, так как в военных делах быстрота обычно приносит больше пользы, чем доблесть.
32. Во главе либурнов, которые стояли в Кампании, находился префект мизенского флота; те же, которые были на стоянке в Ионическом море, имел под своей властью префект равеннского флота. Под их начальством было по десяти трибунов, командовавших отдельными когортами. Но каждая отдельная либурна имела отдельных навархов (капитанов), т.е. как бы хозяев корабля, которые кроме других обязанностей по кораблю должны были ежедневно заботиться о том, чтобы постоянно проводить упражнения с кормчими, гребцами и воинами. 33. Различные провинции в различные времена имели преобладающее значение в морском деле; поэтому и были корабли различного вида. Но когда Август сражался с Антонием при Акциуме, главным образом благодаря помощи либурнов был побежден Антоний. На опыте этого столь важного сражения обнаружилось,что корабли либурнов более пригодны, чем остальные. Поэтому, взявши их за образец и усвоив их название, по их подобию впоследствии римские владыки создали свой флот. Либурния является частью Далмации с главным городом Ядертиной5; взяв пример с кораблей этой области, теперь и строят военные суда и называют их либурнами. 34. Если при постройке дома обращается внимание на качества камня и смеси из извести и песку, то тем более нужно быть внимательным во всех отношениях при постройке кораблей, так как гораздо больше опасности на плохо построенном корабле, чем в доме. Либурны делаются главным образом из кипариса, из домашней и дикой сосны и из ели; лучше соединять их медными, чем железными гвоздями. Хотя расход при этом будет несколько значительнее, но так как это прочнее, то это выгодно; ведь железные гвозди быстро разъедает ржавчина от тепла и влаги, медные же и в воде сохраняют свою основную металлическую основу. 35. Особенно нужно обращать внимание на то, чтобы деревья, из которых должны быть выстроены либурны, были срублены между 15 и 22-м числом месяца. Только дерево, срубленное за эти 8 дней, остается нетронутым гниением и трухлявостью, срубленное же в другие дни дерево еще в том же году, источенное изнутри червями, обращается в пыль; это отметили и само искусство кораблестроения и ежедневная практика строителей; это мы познаем из наблюдений над самой религией, так как только в эти дни угодно было навсегда установить праздники. 36. Самое полезное рубить деревья после летнего солнцеповорота, т.е. в месяцы июль и август, и во время осеннего равноденствия, (т.е.) до январских календ (1 января), ибо в эти месяцы засыхают соки и потому дерево становится более сухим и крепким. Вот чего нужно остерегаться: не распиливать ствол на доски тотчас же после того, как дерево будет срублено, а как только оно будет распилено, не посылать досок на постройку корабля, так как и толстые стволы и уже распиленные доски требуют для большей сухости большого срока времени. Ведь если пускаются в работу сырые материалы, то, когда выходит природный их сок, они ссыхаются и дают очень широкие щели; нет ничего опаснее для плавающих [чем когда доски начинают давать трещины].
37. Что касается величины кораблей, то самые маленькие либурны имеют по одному ряду весел; те, которые немного больше, – по два; при подходящей величине кораблей они могут получить по три, по четыре и по пяти рядов весел. И пусть это никому не кажется огромным, так как в битве при Акциуме, как передают, столкнулись между собой гораздо большие корабли, так что они имели по шести и больше рядов весел. К более крупным либурнам присоединяются разведочные скафы, которые имеют на каждой стороне почти по двадцати рядов гребцов; их британцы называют… просмоленными. С помощью этих кораблей производят внезапные нападения, иногда нарушают свободное плавание и подвоз провианта для неприятельских кораблей и путем выслеживания перехватывают их прибытие и их планы. Чтобы эти разведочные суда не выдавали себя белым цветом, их паруса и канаты окрашиваются в венетскую краску, которая похожа на цвет морских волн; даже воск, которым обычно обмазывается корабль, окрашивается в ту же краску. Моряки и воины надевают одежду венетского цвета, чтобы не только ночью, но и днем они, занятые выслеживанием, могли бы остаться незамеченными.
Реконструкція варіанту лібурни:
Gedenken an die Varus-Schlacht vor 2000 Jahren
http://youtu.be/aUT6b0NOi2I
?
http://www.youtube.com/watch?v=IakDYWcCn_Y
3 статті про реконструкцію лібурни.
http://www.ancient-warfare.com/cms/maga ... ction.html
Якась 3д реконструкція
http://youtu.be/pyKWDawh1Bo
сайт реконструкторів-музейників які відбудували лібурну!
http://www.liburna.nl/
Коли добудують буде така:
Roman warship found in Cologne Germany
http://www.machuproject.eu/news/news-36.htm
Parts of a first century Roman warship have been found in Cologne Germany. The first results from the wood samples give a date of 15 A.D. And that makes it the oldest Roman warship found in Northern Europe. The ship seems to be a transport galley propelled by oars and a sail. It could carry a centuria of ca. 80 soldiers with a normal crew of 20 sailors.
At that time - 14-16 A.D. - Cologne (called Oppidum Ubiorum then) was the centre of a massive Roman campaign led by Germanicus against a coalition of tribes led by Arminius, which had successfully overthrown Roman rule in a rebellion in 9 A.D.* It is possible that this ship played a part in the campaing. Tacitus speaks of a new fleet of 1000 built by Germanicus for this campaign.**
Later Cologne was the headquarter of the Roman fleet on the Rhine and the capital the province Germania Inferior.
* Germanicus was the stepson of emperor Tiberius.
** Tacitus Anales, 2.6.2
Roman Liburna's in action (Museum für Antike Schiffahrt Mainz)
http://en.wikipedia.org/wiki/Liburna
Bireme Roman warships, probably liburnians, of the Danube fleet during Trajan's Dacian Wars.
Battle between Liburnian and Picenian ships from the Novilara tablets (6th/5th century BC)
Reconstruction of a late Roman navis lusoria at Mainz.
Історичний паспорт:
Das Schiff Mainz
http://www2.rgzm.de/Navis/Ships/Ship031/Ship031.htm
http://www2.rgzm.de/Navis/Ships/Ship032/Ship032.htm
http://www2.rgzm.de/Navis/Ships/Ship033/Ship033.htm
http://www2.rgzm.de/Navis/Ships/Ship034/Ship034.htm
http://www2.rgzm.de/Navis/Ships/Ship035/Ship035.htm
цікаве про кораблі:
http://www2.rgzm.de/Navis/Themes/Flotte ... Border.htm
Цікаві креслення римського кораблебудування:
http://www2.rgzm.de/Navis/Musea/Ostia/H ... chnung.htm
сайт з зображувальними джерелами на тему римського флоту:
http://www.romaeterna.org/galleria/index.html
Стаття в блозі про лібурну з Майнца.
http://warandgame.com/2010/02/13/roman-patrol-boats-2/
Museum of Ancient Shipping in Mainz є такий музей в якому вже зїли собаку з античних кораблів.
http://www2.rgzm.de/Navis/Musea/Mainz/AID.htm